Опубликовать в своем блоге blogspot.com  Опубликовать в twitter.com  English page  Latviesu lapa  Начальная страница    Опубликовать в своем блоге livejournal.com

 

Стекло-очистители VW

- Информация о поломках и их устранении на Любых Автомобилях -
Правила форума
Доброго всем времени!
Напоминаю всем спрашивающим, чтобы получить конкретный ответ требуется точно указать : Модель, двигатель, тип КПП, год автомобиля и конкретизировать свой вопрос на который Вы хотите получить ответ.
P.S. Вопросы типа: "почему у меня не заводиться машина?" - будут удалятся как флуд. Заранее благодарен за понимание. Цените своё время и время других.

Стекло-очистители VW

Сообщение - Den - » 03 сен 2007, 20:33

Доработка реле управления стеклоочистителем.

Не скажу "за все машины" концерна VAG, а на VW реле управления стеклоочистителем бывает 2-х видов. У одних на торце написан номер "19", а у других - "99". Те, которые "99" - ну очччень крутые! Позволяют в прерывистом режиме работы стеклоочистителя регулировать паузу между ходами щеток от 6 до 20 секунд. Но их нет. То есть есть, но мало и задорого. А вот реле "19" - их много и задешево, но пауза у них есть величина неизменная. 6 секунд.

Однако есть способы несколько устранить дискомфорт в душе обладателя машины с низкопробным реле. Самый простой - купить таки реле "99" и воткнуть вместо "19". Оно подойдет без каких-либо переделок. Но ведь тогда машина не поймет, как нежно Вы ее любите и на что Вы ради нее готовы.

Поэтому можно взять в руки паяльник, отвертку, нож или скальпель, рассыпать по столу кучку радиодеталей, карандашей, ластиков и листиков бумаги и с помощью всего этого барахла придать реле за номером "19" более дружественный интерфейс.

Мы научим его любить новую Родину (в лице хозяина автомобиля), а заодно и лелеять лобовое стекло! Да так, как это не под силу даже навороченному реле "99". Дело в том, что немцы не додумались сделать достаточной паузы между моментом включением насоса омывателя стекла и моментом включения стеклоочистителя. Поэтому щетки начинают тереть по сухому стеклу. Что из-за этого бывает - Вы знаете. Стекло царапается, щетки портятся, грязь плохо смывается. Но все это поправимо...

Что мы будем поправлять?

Реле, естественно. Но до того как мы примемся сдирать с него крышку я хочу поблагодарить HarryGolf (Александр Пономарев, harry@opus.botik.ru) за идею, опубликованную в конференции (http://www.auto.ru/wwwboards/vw/0544/171322.shtml). А позже, в переписке, он дал еще одну отличную идею - добавить задержку заднему стеклоочистителю (загляните на мою страничку весной - к тому времени, глядишь, доработаю и все опишу. А там и стеклоочиститель оттает...). Итак, вынимаем реле "19" из панели предохранителей. Смотрим, что на нем написано.

Если на нем написано "321 955 531А, SIEMENS, 5WK166", то все совсем хорошо. Я переделывал именно такое реле и все, что написано дальше есть прямое руководство к действию (с одной оговоркой). Если там что-нибудь другое, то нижеизложенное следует воспринимать как концепцию, то есть подход к процессу доработки от Вас потребуется более творческий.

Обещанная оговорка: я не ручаюсь за фирму SIEMENS, которая может (не предупредив ни меня, ни Вас!) внести изменения в схему реле и ничего не поменять в надписях на крышке.

Основные основы.

"Нет ничего практичнее хорошей теории!"
(Нильс Бор)

Ничего необычного под крышкой реле Вы не встретите. Надо будет найти и подрихтовать две времязадающие цепочки. Первая (назовем ее "цепью паузы" или "паузой") - задержка включения стеклоочистителя в прерывистом (intermittent) режиме работы стеклоочистителя и вторая (давайте звать ее "цепью задержки" или просто "задержкой") - задержка включения стеклоочистителя при включении омывателя. Задача по силам даже начинающему посетителю кружка "Умелые руки".

Практически со 100% уверенностью могу сказать, что цепь паузы обязательно включает в себя самый большой (и по номиналу, и по габаритам) конденсатор внутри реле. Цепь задержки - его ближайшего заместителя. Да, скорее всего, в реле и будет всего два конденсатора, вряд ли больше. Еще про цепь задержки можно сказать, что она начнется от контакта (узкий контакт в углу реле) с обозначением I (хотя его следовало бы маркировать как J; на схемах VW разъемы цепи омывателя и задержки имеют в обозначении именно букву J!), далее будет резистор, ограничивающий ток заряда конденсатора (то есть этот резистор будет определять интересующее нас время задержки между включением насоса и началом работы стеклоочистителя; на моей схеме обозначен R10), собственно конденсатор (если конструктор был психически нормальный человек - то другой вывод конденсатора пойдет на массу; на моей схеме обозначен С1) и резистор, ограничивающий ток разряда (он определяет, сколько рабочих ходов сделает стеклоочиститель после выключения омывателя; на моей схеме обозначен R8). Вот и вся цепочка. После подачи напряжения на насос омывателя С1 заряжается через R10. Через некоторое время напряжение на нем становится достаточным для открывания транзистора V4. Транзистор открывается, щетки стеклоочистителя начинают двигаться в непрерывном режиме. Зарядка конденсатора C1 продолжается, пока не снято питание с насоса. После снятия питания насоса C1 разряжается через R8 и эмиттерный переход V4. Пока напряжение на конденсаторе не снизится до значения, при котором V4 закроется, стеклоочиститель будет продолжать работать.

Чтобы совсем уж покончить с идеологией надо еще пару слов сказать о цепи паузы. Так я скажу, что описание, сделанное HarryGolf, совершенно не подходило к цепи паузы в моем реле. В свою очередь, если мое описание не подойдет "как родное" к Вашему реле - будьте бдительны. И еще скажу, что схема стеклоочистителя, имеющаяся в описании WV Passat B3/B4 издательства TechnoBook неверна! На самом деле контактная группа в редукторе стеклоочистителя имеет ТРИ контакта, а не два. Так что будьте бдительны еще раз, еще много-много раз...

Что делать, прежде чем делать?

Содрать крышку с реле. Задача несложная. Далее прикидываем, насколько то, что обнажилось пред нашим взором соответствует тому, что было у меня.

Что было у меня? А вот что:

Изображение

Все обозначения на схеме реле соответствуют обозначениям на плате реле. Обозначения, в которых я не уверен (рассмотреть их обозначения на плате мешали элементы конструкции) обозначены символом * (например, R6*). Схема бортовой сети показана условно, так, чтобы было понятно кто, что, когда и куда включает. Обозначения контактов в разъемах T4, T5 и разъема реле соответствуют схемам VW. Обозначения подрулевого переключателя и реле стеклоочистителя (E22 и J31) тоже соответствуют схемам и спецификациям VW. Контакты концевого выключателя в редукторе стеклоочистителя показаны в положении остановленного двигателя (или, иными словами, щетки вернулись вниз, на место, и мотор стеклоочистителя остановился). SW1 - выключатель омывателя (цепи питания насоса не показаны), SW2 - выключатель прерывистого режима работы. SW1 и SW2 независимы и SW1 имеет, так сказать, приоритет: независимо от состояния SW2 при включении SW1 стекло будет обрызгано и щетки будут работать так, как я описал выше. А когда SW1 будет выключен и процесс омывания/очистки будет завершен, схема будет работать в соответствии с положением SW2.

Что сделано и зачем.
Изображение

Увеличен номинал резистора R10. Теперь он составляет 22 кОм. Мне так нравится. Вы можете временно впаять вместо R10 соединенные последовательно постоянный резистор на 15 кОм и подстроечник (или переменник) на 15 или 20 кОм. Подберите устраивающую Вас задержку (я ездил дня 4, пробуя разные варианты) и замените временную цепь постоянным резистором с ближайшим номиналом. Или оставьте на месте, на случай если вкусы поменяются, подстроечник (переменник? С красивой ручкой? На торпеде? Да Вы маньяк похлеще меня!). Только творчески закрепите этот подстроечник, чтобы он не болтался. Я, признаться, собирался так сделать... Взять многооборотный подстроечник (скажем, СП5-1А), закрепить его на напаянных стойках или на "холодной сварке" шлицом к водителю... В крышке реле напротив его шлица дырочку просверлить... Но я вовремя одумался!

Будьте готовы к тому, что количество рабочих ходов щеток после отключения омывателя уменьшится (конденсатор C1 теперь заряжается дольше и может не успеть зарядиться полностью за то время, что работает омыватель). Если Вас это не устраивает, увеличьте сопротивление резистора R8 - тогда он будет дольше разряжаться.

Теперь про паузу. Сначала надо отключить имеющийся резистор R7*. Он находится под реле, и выпаять его - проблематично. Или лениво. Да и не за чем. Проще перерезать дорожку. Ножом вырезаем из нее кусочек длинной в миллиметр. Больше не надо. Вместо R7* будут работать R7' и R7''. R7', постоянный резистор номиналом в 20 кОм (можно в 10 кОм, но, по-моему, этого маловато) ограничивает минимальное значение паузы (мне нравится порядка 3-х или 4-х секунд; иначе проще включить непрерывный режим работы), а переменный резистор R7'' будет определять максимальное значение паузы. У меня в качестве R7'' стоит переменный резистор на 100 кОм.

Изображение

Конструктивно регулятор паузы выполнен так: к контактным площадкам R7* припаяны два провода МГТФ, которые выведены из-под крышки реле (сделаны два маленьких пропила: в плате с деталями и в крышке) к разъему ("мама", 2 контакта), укрепленному изолентой на крышке реле, на ее нижней, ближней к полу машины, стороне. Одна из заглушек на торпеде (рядом с выключателем обогревателя заднего стекла и выключателем противотуманных фар) снята и в нее врезан переменный резистор R7''. К его выводам припаян R7'. От этих резисторов идут короткие провода к разъему ("папа", 2 контакта), укрепленному на R7''. Это позволяет в случае необходимости снять заглушку с резисторами как обычный выключатель. От резисторов до реле проложен провод с разъемами, с одной стороны (возле реле) он кончается "папой", а с другой стороны (возле резисторов) - "мамой".

Подробнее про детали.

Резисторы R7' и R10' имеют мощность 0,25 Вт. Тип - любой.

Резистор R7'' можно взять любого типа. Но, если Вы - ценитель, рекомендую взять его с логарифмической (группы B, (лат. регистр)) зависимостью. Тогда вначале пауза будет увеличиваться медленно, а потом - быстро. А если Вы - ценитель с возможностями, то советую заглянуть, скажем, в "Чип и Дип" и поразмыслить над имеющимся выбором.

Резистор можно взять движковый, типа SL-20V1-A100K. Длина корпуса у них - 34 мм. В стандартной заглушке нужно только прорезать щель под движок (там расстояние между боковыми стенками 33 мм плюс чуть-чуть; этот резистор в заглушку влезает и защелкивается так, как будто всю жизнь там стоял). И подобрать для него понтовую ручку. Ручку, видимо, придется крепить с клеем, потому, что стенка заглушки толстая, а высота движка - маленькая. Ну и не страшно. Но резисторы этого типа бывают только с линейной (группы А) зависимостью. Достоинства: крепление несложное, вид приятный.

Еще вариант: взять резистор типа R12-N2, подобрать под него ручку или изготовить ручку самостоятельно. Достоинства: они бывают типа B; регулятор можно сделать в истинно VW духе, так, как сделаны регулятор яркости панели приборов или корректор фар. Может быть, даже получится взять ручку регулятора яркости (немного доработав). От корректора фар и не пробуйте - конструкция у него весьма специфическая, резистор воткнуть некуда. Угол поворота ограничен). Закрепить резистор такого типа можно на текстолитовом (например) переходнике, приклеенном к заглушке.

И еще вариант: взять резистор типа R17-N1-B и тоже с понтовой ручкой. Достоинства: легкость крепления. У меня реализован именно он. На машине в торпеде (рядом с переключателями обогрева заднего стекла и задней противотуманки) стояла свободная заглушка, да вдобавок в ней кто-то когда-то зачем-то провертел дырку диаметром 18 мм. Да еще не по центру. Я долго эстетически страдал и думал - зачем? А оказалось, что 18 мм - это то, что надо. В эту дырку прекрасно утопились гайка резистора и излишняя высота его втулки! Я только вырезал и вклеил подходящую (21мм х 24мм) панельку из подходящей пластмассы. Отверстие для резистора имеет диаметр 7 мм. Оставшееся сбоку место можно использовать для какого-нибудь светодиодного индикатора или, если угодно, "маячка" для поиска ручки регулировки паузы в темноте. А сама ручка мне попалась диаметром как раз с заглушку. Дырки не видно. Есть еще одна ручка, еще большего диаметра. Крутить будет удобнее, но габариты узла будут... Мммм... Нестильные...



Подробнее про все эти резисторы можно узнать на сайте магазина "Чип и Дип", http://www.chip-dip.ru/shop/showgroup.xtml?gid=10702. Учтите еще, что допуск на перечисленные переменные резисторы +/- 10%. И нам бы с Вами лучше, чтобы в "+" (а вот мне попался в минус...). Так что в "Чип и Дип" отправляйтесь с тестером. Или там у них попросите. Возьмите у продавца пяток-десяток резисторов и промеряйте. Не стесняйтесь, клиент всегда прав!

Еще про детали: разъемы я сделал из купленных в Чипе же и Дипе же разъемов PLD и PBS. Строго говоря, они предназначены для впайки в печатные платы. PLD - это "гребенка" из многих пар штырей. Пары неплохо отделяются ножом, только не убейте стол - пластмасса хрупкая. Отрезанные пары улететь норовят - опять же, из-за хрупкости пластмассы. Гнезда PBS имеют шаг как на PLD и бывают на одну, две и т.д. пары контактов. Вот я и купил 18-ти контактный PLD и два двухконтактных PBS.

Тоже про детали: если Вам потребуется углубленное изучение своего реле, то Вам может сильно пригодиться программа определения номиналов резисторов по нанесенной на них цветовой маркировке. Эту программу можно взять здесь: http://remont.nm.ru/soft/resist.zip.

Чего в этом супе не хватает.

Подсветки.

И зависимости величины паузы от скорости движения машины. Сделаете - расскажите как сделали!

Вместо заключения.

- Хочешь критиковать? Похвали сперва!
(Охотник из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Все вопросы, замечания и пожелания присылайте мне. Я очень старался не нарушать ничьих копирайтов. Ну, разве что цитату из «Обыкновенного чуда» переврал – не помню дословно, сорри.

Ежели Вы мое творение перепечатывать соберетесь – сделайте упоминание меня. Или моей странички. Мне приятно будет…

С уважением, Дмитрий Орлов.

P.S. Некоторые старые браузеры не в силах показать Вам рисунки в формате *.PNG. Если Вы принадлежите к числу несчастливых обладателей такого браузера, но не в силах ни расстаться с ним, ни уговорить его отречься от ереси (а это имеет смысл! Схема реле в формате PNG занимает 16Кб, а сделана она из 178Кб JPG; и при необходимости она конвертируется обратно в такого же размера JPG, т.е. рисунок храниться в PNG без потери качества!), то попробуйте сохранить у себя страничку целиком, а потом просмотрите ее с помощью, скажем, ACDSee. Или вообще WinWord'ом, если при установке его на компьютер была выбрана установка всех конвертеров графических файлов. Или напишите мне - я вышлю Вам боооольшой JPG.

http://www.sampo.ru/~stefan/wiper.htm
(+371) 27511115 Технический центр VOLVO на Gertrudes (Riga) http://www.volvoservice.biz
(+371) 27511115 Детали Volvo - http://www.volvoparts.biz
(+371) 28111137 мойка химчистка detailing полировка "керамика" & NANO
Аватар пользователя
- Den -
Администратор
Администратор
 
Сообщений: 6037
Зарегистрирован: 08 июл 2007, 12:48
Пол: Муж
Ваш автомобиль: R-Design/205hP
Skype: volvo-club.eu
Ваша страна: EU
Как Вы нашли наш сайт?: По рекомендации
Ваше имя, Your name: Den

Вернуться в - Сломался Автомобиль -

cron

free counters

Top.LV
  Яндекс.Метрика  Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

eXTReMe Tracker